Возвращение...Как всегда это трудно. Так и не дописав отчет о Париже, я уже проехала по Латвии, Польше, Чехии и Словакии и вот возвращение...Не важно от куда возвращаешься, если путешествие тебя задело эмоционально, то колебания маятника качнут тебя ровно на такой же минус, каким был плюс. Мысль в голове одна-"надо как-то перебить депресняк". А так как мысль материальна предложения не заставили себя ждать.

Первым позвонил старый знакомый с приглашением на пленэр на Дону с 17 по 30 сентября, но это еще не скоро, а второе, через день от Сашки Зотина - с предложением слетать на Укок с 31.08-6.09,т.е.,на то время, через 2 дня. Исходные данные:vip клиент заказал сплав по Ак-Алахи с минимальным количеством людей с вертолетной доставкой из Барнаула до Укока и обратно после прохождения реки. Предложение интересное, тем более что Ак-алаха -моя любимая река и по красоте и по порогам, да и посмотреть еще раз на красоты Горного Алтая с птичьего полета всегда интересно. С меня требовалась только гитара и этюды.

31-го августа в Бельмесево садится вертолет с клиентом(в барнаульский аэропорт нас с бензопилами, топорами ,газом просто бы не пустили),мы загружаем весь груз и себя. Итак: нас 5 чел, руководитель-Зотин А., клиент -Евгений 53 г. опыт сплавов, категория 3 по рекам Карелии(идет с Зотиным на катамаране "двойка") ,Серега, Серж-повар из Новосибирского ресторана, специализирующийся по vip сплавам,в качестве дополнительного заработка, я -человек, создающий веселую атмосферу, и капитан нашего судна - Блошкин Серега ,про которого говорят:"это тот кто прошел Карагемский прорыв". Мы втроем идем на "бубле".

В этом отчете будет много фото с вертолета и мало с суши, т.к. приходилось прохождении порогов фотографировать на фотик Евгения, а фото он не прислал и вряд ли пришлет, некоторые сюжеты я буду вставлять из других сплавов по Ак-Ал. Ну полетели...

Преимущества vip сплавов - жареный бекон с яичницой, горячие бутерброды и свежезаваренный ароматный кофе. Погода отличная, настроение тоже. Пока парни достраивали корабли, написала один этюд с прекрасным видом на сверкающие вершины Табын-Богдо-Олы. Еще одним прекрасным подарком мне в это утро, стал найденный мной крупный кристалл горного хрусталя(сразу же вспомнился Тибет и базовый лагерь Эвереста, где я нашла такой же кристалл меньший по размеру, зато абсолютно чистейший),как он там оказался не знаю, может геологи потеряли или алтайцы. Показала парням и Евгений тут же выпросил его у меня для своей дочки,"которую тоже зовут Катя".Отдала, у меня и так в мастерской весь стеллаж завален камнями ,не обеднею.

Погрузились на корабли и понеслось...Надо сказать что наш бубль был так загружен (минус vip спл. ,тащили с собой от самовара, стульев, бензопилы, до банной печки),что мы не могли видеть нашего кэпа Серегу, а иногда и слышать, т.к. он был простужен. А воды ,как я уже сказала было несравнимо больше, чем обычно для этого времени.

Первое серьезное препятсвие - пор.-водопад "Лом"5 кат.сложности. Зачалились на ночевку, при осмотре слива Сашка пришел к выводу, что двойка ляжет 100 % при такой воде и ее, и барохло с бубля обносим. На бубле идут Сереги и Евгений, Зотина переправляем для страховки на левый берег, я остаюсь на правом для фото-видео съемки .Описание пор. из нового путеводителя-справочника "Человек с веслом":"На заходе группа надводных камней делит поток на две части. В правой части очень узкие проходы. К скалам правого берега несильный прижим. Ниже - короткий

10-метровый круто-падающий участок, заканчивающийся двухметровым сливом с мощной бочкой через всю реку .У правого берега бочка слабее, но весь поток идет в центр и влево. Здесь бочка представляет собой большой пенный котел, в котором полностью помещается бублик."

Зашли в пор. идеально и даже уже начали выходить из бочки...и Евгению показалось что все, уже прошли ,он перестал грести и начал позировать на камеру ,а их тем временем начало затягивать под слив...Я с одного берега, Зотин с другого, что есть мочи орем:" гребите бля...", на что Серж показывает мне погнутое весло, а клиент еще не понимает что происходит. Короче их затянуло под слив и начало полоскать. Сашка кинул морковку ,Блошкин ее закрепил за раму и началось перетягивание каната, напор воды сверху охрененный, Зотин упирается со всех сил, парни тоже пытаются выгребаться. В один момент, то ли морковка с рамы дальше соскользнула, то ли вода резко отпустила, но веревка ослабила натяжение и Санек, сделав кульбит в воздухе полетел вниз в воду. Слава богу не убился, быстро вылез на камни, бублик же вышел из слива и пошел на чалку.

Следующий порог- "90 градусов" 5 кат.сл.. Описание пор. из той же книги "Мощный двухступенчатый порог. Первая ступень длинной 100 м.- крутопадающая шивера перед устьем р. Талдыбулак. Левый берег-крупнокаменистая отмель, правый-скалы. Общий свал с отмели под скалы правого берега с прижимом на выходе к мысу. В конце гряда обливников от левого берега. Затем резкий,почти на 90 гр., поворот русла вправо. За поворотом через 50 м. вторая ступень. Скальное сужение. На входе у левого берега два крупных надводных камня.На один из них сильный прижим. В центре обливник, за ним бочка, струя из которой выносит на надводный камень-зуб. У правого берега узкий чистый слив."По идеи мы должны были попасть в этот "узкий чистый слив",но не угреблись с нашим грузом и аккурат провалились в бочку и центром рамы долбанульсь об зуб,. Сели, сверху вода прет,кричу сержу чтоб кидал парашют. Кинул.Тут из-за горы барахла появляется голова Блошкина Сереги и так доверительно спокойно нам говорит""Парашют кидайте".Только успела сказать, что уже кинули, как нас потащило течение. Через 30 метров чалка и самое лучшее место для дневки. Дневка!!!

Вернувшись с этюдов Евгений обратился ко мне с просьбой.

-Всю жизнь мечтал попробовать маслом пописать. Можно?

-Нет проблем, берите этюдник, картон и вперед!

Пошли на то же место где я писала, расположились на небольшой ровной площадке на скальном выступе, предлагала с берега, отказался. Несмотря на страх высоты, на карачках прополз на этот выступ, раскрыли этюдник и процесс пошел...Надо сказать, что Евгений меня удивил, я готовилась к тому ,что нам будут выносить мозг, люди такого уровня редко остаются нормальными, но никакого высокомерия или еще каких то заскоков не было, вполне адекватный человек, с сильным характером, ни разу не замандил и что самое главное прошел все пороги паводковой реки и не попросился на бублик. Единственное к чему он относился с особым вниманием так это к еде. Любитель раздельного и экологически чистого ,он по утрам страдал от Сержиных салатов.

-Меня это убьет. говорил он

-Ничего, что нас не убивает, то делает сильнее. отвечала я

Он просил кашу размазню с тушняком, а Серж готовил рассыпчатую гречку со свежей свининой и соусом.

-Ну что он за человек, по дороге на этюды, жаловался Евгений, нельзя что ли воды больше в кашу долить...чтоб размазней была...

-Дык он профессионал, он в принципе херню не может готовить. Отвечала я ему.

Ему-то надо было простой походной еды, а тут ресторан на воде. Изыски он пробовал в лучших ресторанах мира, а вот размазню редко где попробуешь и то не удалось.

А вечером горячая баня, восхитительные роллы с икрой летучей рыбы, лососем, соусами и еще бог весть с чем(чтоб я так дома ела), от шеф повара и горячий глинтвейн.

Вечером у костра пели по очереди (Евгений, оказалось еще и на гитаре играет и неплохо поет)песни под гитару и обсуждали первую картину Евгения. Надо сказать он так лихо замешивал краску, что складывалось впечатление что он делает это не в первый раз. От процесса он получил истинное удовольствие и его работа ему понравилась. Решив еще раз полюбоваться он принес ее к костру. Бурный поток в обрамлении коричневых скал написанный как бы с высоты птичьего полета.

-Ну, в этом освещении она выглядит особенно эффектно!!! Это просто адская река! говорю я.

-О!Я ее так и назову! Можно я ее с собой в Москву заберу, повешу в своей загородной резиденции.

-Так ваше же произведение! Делайте что хотите.

После этого мы обращались друг к другу не иначе как:"Евгений, а скажите мне как художник -художник..." или: "Катерина, нам как худ. водки явно не хватает..."

На следующее утро погода испортилась, мы только успели собрать палатки как пошел дождь.

Сразу после плеса за пор. 90 гр. начинается порог "Завальный"5 кт.сл. Описание:"Короткий, но мощный порог длинной 100 м. На прямом участке косая гряда крупных камней перегораживает реку. Два слива шириной по 2,5 м.между обломками-слева и в центре. Навал на крупные камни. Правый берег-осыпь, левый-скальный обрыв.

А дальше шел самый впечатляющий(лично для меня)пор.Спагетти.6 кт.сл. Когда река начинает проваливаться заходя в узкий желоб шириной примерно 10 м.С поворотом сначала влево, затем вправо."Очень мощный серьезный пор. ,длинной около 800 метров. Три гряды подводных камней образуют крутопадающую лестницу из сливов с мощными бочками. На левом повороте крупные обливные камни в центре, русло расширяется. В правой части русла много надводных камней. После поворота уклон реки снова увеличивается и выходная часть пор. представляет собой мощную шиверу с большими бочками и камнями в руслу."Короче ощущение в этом пороге как будто ты летишь в тартарары или преисподнюю. Ни одной фотки у меня с этого порога нет, т.к.проходишь его сходу.

Поскольку голос у кэпа совсем сел, меня как громкоговоритель ,посадил к себе на первое колесо, а Серж остался в одиночестве. Вот тут то мне и открылись все виды на адские бочки Спагетти. В предыдущие разы я всегда шла на втором колесе и только ощущала падение вниз, а тут еще и видела...Быстрое ц.у. ,что при свале в бочку надо держаться не за ручку в верхней части колеса, а за колено партнера, пригнувшись ,дабы уменьшить сопротивление воды, мы понеслись вниз. Пруха была такая, что ветер в ушах свистел. В одну бачару наше колесо погрузилось полностью

схватившись за колени друг друга, чувствовала как вода своим напором выдавливает из меня воздух и заливается в рот. Хорошо что это длилось всего несколько секунд ,дальше опять русские горки вверх, вниз.Блин ,дайте мне пакет, меня стошнит. Самое интересное что шиверы в начале и конце порога ничем не отличаются от самого порога. Та же хрень. Перед выходом из пор. мы зачалились подстраховать двойку. Лишь бы не легли...Нет, слава богу, показались на горизонте в нормальном положении. Еще чуть -чуть пройдя по реке зачалились перед слиянием Ак-Алахи и Каралахи. Раньше мы всегда останавливались на самом слиянии,но за эти годы река сменила русло и до того места приходилось бурлачить бубли. Кстати сама, чалка представляла собой сложность .Течение настолько ускорилось, что стало очень трудно успевать останавливаться. Я в Ломе кое как успела бублик на страховку зачалить, думала уже без меня уйдет...

А еще непрекращающийся весь день и всю ночь дождь. Сашка повел Евгения на рыбалку на слияние рек, там всегда полно хариуса, но не в этот раз...Находившиеся рядом на покосе алтайцы сказали:"Однако паводок, рыба на дно ушла.."

Да, страна вечных снегов и льдов не для человеческих глаз, повезло увидеть такую красоту.

Порог "Туз" описание:"На входе мелководная шивера 100 м.Порог образован крупными осыпями с берегов. Длина пор. 100 м.На первых 30 м. резкий перепад-горка. В центре хаотично разбросаны некрупные надводные камни. Основная струя справа ,на входе чистая, в середине разбивается на камнях и зубьях гряды правее центра русла. Справа от этих камней идет чистый крутопадающий прямой проход практически до конца пор., но в него трудно попасть на заходе, т.к. основной поток идет влево. Левее камней узкий(2-3 м.) и чистый проход. В левой части реки очень мелко и много камней. После сбойки узкая и мощная струя идет вдоль правого берега наваливается на камень "Туз".Ниже порога плес 50 м., левый берег отмель."Надо добавить, что единственная табличка на Ак-Алахе находится именно на этом пор.,Уж не знаю что там произошло, но факт остается фактом, парень погиб.

Зачалившись перед пор. наша тройка отправилась на страховку и фотосъемку прохождения "двойки".Прошли хорошо, по плану. Пришла и наша очередь прохождения. Подкачались, пристегнулись, оттолкнулись и пошли...Зашли хорошо ,а дальше события начали развиваться по сценарию"а если нас реверснет,то мы как раз вылетим на Туз..,""Да нет, угребемся. "И ни хрена мы не угреблись. Поскольку груз весь был при нас и быстро маневрировать мы не могли, мы со всего маху, на полном ходу долбанулись об камень центром колеса ,снаружи которого сидел Серега Блошкин, а внутри - я. Удар был такой силы, что у меня чуть башка не оторвалась...,а звук от удара толстой алюминиевой трубы, диаметром 35 см, об камень, был похож на оружейный выстрел .Как потом оказалось она, т.е. труба, сломалась на двое. Колесо наклонилось во внутрь и я уж подумала, что сейчас бубль сложиться... Короче уперлись нашим колесом в камень, а вся вода давит на колесо, где сидел Серж. Пока я пыталась отгрести от камня, поворачиваюсь к Сереге и........Он за бублем в воде каким -то образом держится за трубу.

???????? Че за хрень? Это что,типа "Командир прощается с вами и желает вам приятного полета"? Не пущу...Ухватила его за спас жилет, тяну, а Серега почему- то на месте и не поддается моим усилиям. Ни чего не понимаю, парень ростом около 170 см и весом не больше 60 кг., я его тяну, а он не шелох...

-Режь страховку. Как всегда, спокойным голосом говорит он мне.

Я посмотрела, а трубы-то к которой цепляется страховочный ремень, нет. Оказывается ее выбило при ударе, а вместе с ней и Серегу. А веревка, к которой привязываются стр. ремни, под тяжестью кэпа врезалась в бубль и к ней не подступиться, а Блошкин все тем же ангельским голоском

-Режь быстрей веревку, режь...

-Да щас, потерпи не могу подобраться, боюсь бубль проткнуть.

-Режь, не бойся, режь. все уговаривает он меня.

Блин, пока я нашла где можно безопасно отрезать ее ,мне показалось, что прошла целая вечность. Наконец-то нашла подходящее место, режу..Как только осталось перерезать несколько нитей, ухватила свободной рукой Серегин жилет, т.к. только страховка исчезнет ,напор воды смоет его под бубль, удержаться руками за трубу такого диаметра нереально. Ага, рывок, выкидываю нож в воду, совать его а ножны нет времени, хватаю второй рукой Серегу

-Тяни меня, тяни...

-Да тяну, тяну... Все происходящие заняло от силы минуты полторы, но ,как правило, время в таких ситуациях растягивается и кажется бесконечно долгим.

Вот Серега на бубле и параллельно с тем как он залез на бублик, мы отчалили от камня. Ну вроде пронесло...,смотрю вперед ,а там......."да вы че в самом деле, ты-то Серж как впереди бубля в воде оказался ,тоже решил охладиться?"

Достала морковку, хотела кинуть ему, но нас стало разворачивать, мне изнутри колеса не удобно было кидать, дала Сереге

-Кидай ему морковку.

И хоть Серж был всего в метре от бубля, Серега кинул ее куда-то в сторону. Это потом ,уже на берегу, Серега рассказал о своем физическом состоянии в котором он находился будучи в воде. Но об этом позже.

Но оказалось, что Серж держится за морковку со своего колеса.

-Я пошел на тот край. - сказал Серега и через секунду исчез за горой барахла.

-Давай греби к бублю, -о ру я Сержу. До следующего пор. всего ничего, а через 50 м. шиверы начинаются и мы на полу разобранном бубле.

Подплыл.

-Залезай!!!

-Я не смогу, сил не хватит!-а он, в отличии от Блошкина, парень здоровый и ростом и весом. я не успела ему ничего сказать, как он отпустился от трубы ,за которую только что держался Блошкин. Я думала он решил как-то с рамы залезть, а он отпустил и морковку и пошел к берегу самосплавом...О,как! А не главное ли правило любой ценой держаться за корабль?

Тем временем мы с Серегой Блошкиным начали борьбу за чалку. Времени это сделать осталось не много. Блин, а чем Серега гребет,в есла-то у него нет!? Как оказалось перескочив на другое колесо он подхватил проплывавшее мимо весло, видимо потерянное Сержем. И со всей мочи

начали грести к берегу. Сашка Зотин уже ждал нас с морковкой. Зачалились. А тем временем Серж все еще болтался в воде. Он был в паре метров от берега, течение было не сильное, но он как поплавок висел и не предпринимал ни каких действий.

-Греби, блин, к берегу.- начали мы орать. Слава богу, собрал силы и добрался до земли. Вылез из воды и выпал в осадок.

-Я ниче не пойму, как Серж-то в воде оказался?

-Да ,после удара, я вижу что ты вытащить Серегу не можешь, подумал что он без сознания или вообще его раздробило, вот и крикнул Сержу ,что бы лез помогать. А тут вас как раз с камня сбросило и от резкого толчка Серж полетел в воду...

-Понятно..

Впереди нас ожидал ремонт судна. И по окончании его встал вопрос идти дальше или заночевать здесь. До конечной остановки всего приблизительно 5 км, но еще один порог и мощная шивера, да и как-то зачалится надо успеть до "Светланы". Евгений-за то, что бы иди.

-Ты как?- спрашиваю у Сереги Блошкина

-Нормально.

-Я тоже нормально. Че дальше пойдем?

-Ну, давай.

Вот только Серж собирался пешком дальше идти....Оно и понятно, он же не ас-сплавщик, а повар. Его до этого и на Аргуте, в очередном vip сплаве где-то цепануло. Короче это уже перебор эмоциональный был.

-Серж, я-то одна не угребусь с таким грузом...я тоже устала...и с удовольствием бы к черту все это послала...тут уже ничего криминального не будет..

Посовещавшись с кэпом приняли решение, что я сяду снаружи колеса, а Серж-внутри. Хоть это и не самое безопасное место на земле, но психологически кажется что так оно и есть. Серж согласился и мы пошли дальше.

Перестраховавшись, Зотин зачалил нас намного выше порога, перед шиверой, и в ходе осмотра было принято решение заночевать здесь, т.к.время было уже 7 вечера, через час стемнеет, а если в пор. застрянем, или не успеем зачалиться и в Светлану уйдем, да и перенервничали все... На небольшом пятачке кое -как уместились палатки, Серж занялся привычной для себя работой, приготовлением еды, мы все дружно начали обсуждать произошедшее. Оказалось, пока Блошкин Серега висел на страховочном ремне, тот сполз постепенно с бедер под ребра и затянул его так, что он не мог дышать.

- Если бы ты не отрезала его я бы задохнулся, уже начал сознание терять...-Вот оно что...как же в таком состоянии еще и морковку кидать, когда он и отдышаться -то толком не успел.

-Ну, с тебя бутылка.-надо сказать что сплав у нас оказался спортивный, т.е. без водки! Лохи. И как я это упустила, взяла всего 1,2 л.своего фирменного напитка- "клюковки",понадеялась на др.А те 4 бут с водкой, что Зотин взял выпили в первые 2 дня.

-Без проблем, я уже по спутниковому заказал, чтобы вертолетчикам передали..

- Ну ,хоть в воздухе напьемся ...Ты таким голоском спокойным говорил чтоб я резала веревку, что и не подумаешь ,что ты та задыхался...

-Да мне все говорят что я слишком спокойно говорю, что иногда надо и по резче..А вот если бы тебя не было, что бы тогда было? -А у меня признаться была мысль с берега пофотать прохождение ,но Серега посмотрел в глаза мне и сказал:"Ну, что, пойдем?" и как то я даже не стала озвучивать свое желание остаться на берегу, хотя предчувствие какой-то херни у меня было. Чему в принципе рада, несмотря на экстремальную ситуацию, в которой мы оказались.

Тут прозвучал гонг зовущий на ужин. Тарелки ,с горой ,наполнились ароматной едой. О-о-о-о, спагетти и курица под восхитительным томатным соусом!!!

-Че то у меня одни кости...-пожаловался Евгений.

"Какие кости?"-думала про себя я, куриная грудка торчала из моей тарелки как тот камень "Туз" из реки. Но когда Евгений посветил фонариком в свою тарелку....я увидела в ней куриную задницу и хребет...Я чуть не подавилась лапшой, сдерживая смех..Отомстил ,стало быть ,Серж за наезды в свой адрес...Надо отдать должное клиент не стал поднимать бучу, а молча встал и положил себе из котла все что хотел.

Утро нас встретило солнцем, день обещал быть жарким и впереди всего ничего- час ходьбы, дольше упаковывались. Серега показал черные синяки на своих бедрах от веревки страховочной, реально страшно...

"Трепача"прошли без проблем, оставалось только зачалится. В этот раз, с левой стороны выступа, который мы обычно огибали справа и останавливались, открылась протока и выступ превратился в островок, что сильно облегчило нам жизнь. Попав в эту протоку мы автоматически завершили сплав. Все! Земля!

Пока собирали корабли, таскали наверх вещи прилетел вертолет. Время еще было и мы с Евгением отправились посмотреть на "Светлану". Впечатлило - это не то слово...

А дальше мы начали праздновать возвращение .Обещанная водка ждала нас под сиденьем .Очень кстати...На дозаправке в Усть -Коксе мы тоже дозаправились...Интересную картину наблюдала, как пилот проверял качество топлива. Работник аэропорта принес стеклянную банку 0,7 к которой проволокой примотана палка, типа ковш...Зачерпнул керосин и на солнечный просвет. Пилот посмотрел одобрительно кивнул головой, как слеза младенца, пойдет стало быть . Мы тоже посмотрели наше купленное топливо на просвет -идеально! Погрузились в вертолет и полетели домой.